Ташкент — столица Узбекистана

Ташкент — столица Узбекистана

Ташкент — столица Узбекистана

История

Ташкент (узбекск. Toshkent, Тошкент) — столица Республики Узбекистан, крупнейший город страны.

Известен со II — I вв. до н. э., встречаются различные названия данной местности — Шаш-тепа, Чач-тепа . С XI века известен под названием Ташкент, что предположительно означает Каменный город (от tosh — ‘камень’). В самых ранних, китайских источниках Ташкент фигурирует как Ши, Чжеми и Юени, в раннем средневековье — Чач, Шаш и Джач. Все эти названия легко могли трансформироваться в случайно совпавшим с тюркским «таш» (камень), хотя, по утверждению специалистов, слово «ши» означает «камень».

В средние века город назывался Бинкент. Как утверждает Беруни, это название было вытеснено тюркским «Ташкент» после завоевания тюрками-караханидами государства Саманидов в конце 10 в.

При кокандском владычестве Ташкент был окружён рвом и глинобитной зубчатой стеной длиной около 20 км, с 12 воротами. Новая часть города была основана после взятия города русскими войсками в 1865 г.; она отделялась от старого города каналом Анхор.

В конце XIX века Ташкент входит в состав российской империи и является главным городом Сырдарьинской области и Туркестанского генерал-губернаторства, а также центром Ташкентского уезда в составе Сырдарьинской области. Ташкент — место пребывание генерал-губернатора и командующего войсками Туркестанского военного округа, станция Среднеазиатской железной дороги, административный и торгово-промышленный центр русских среднеазиатских владений.

По состоянию на начало двадцатого века в Ташкенте проживало около 200 тысяч жителей (узбеки, татары, русские, евреи и другие народности). В городе были такие учебные заведения как: мужская гимназия, реальное училище, кадетский корпус, женская гимназия, Мариинское 4-х классное женское училище, частная женская прогимназия, два городских 4-х классных мужских училища, ремесленное и техническое железнодорожное училища и приходские школы. В конце 1914 года в Ташкенте было организовано Ташкентское военное училище.

После перехода в октябре 1917 года власти к коалиции большевиков и левых эсеров, город являлся опорой советской власти в крае. В 1918—1924 Ташкент — столица Туркестанской АССР. В апреле 1924 года ВЦИК РСФСР наградил «пролетариат Ташкента» орденом Боевого Красного знамени «за заслуги, оказанные рабочими города Ташкента, как одного из центров обороны против империалистического натиска».

Исторически сложилось условное разделение города на две части — старого и нового города. Старый город являлся средоточием ремесленной и торговой жизни, а новый город — промышленной, образованный на месте садов, полей и дач. С 1930 по 1991 Ташкент (узбекск. Toshkent) столица Узбекской ССР в составе СССР и областной центр Ташкентской области, четвёртый по величине город Советского Союза с населением до 2-х миллионов человек. С сентября 1991 Ташкент — столица независимого Узбекистана и центр Ташкентского вилоята.

Во время Великой Отечественной войны Ташкент становится одним из центров эвакуации, сюда переезжают фабрики, заводы, театры, киностудии. Много людей из оккупированной части западно-европейской части Союза Советских Социалистических Республик жили во время эвакуации в Ташкенте — например, Анна Ахматова.

Со времени провозглашения независимости бoльшая часть русскоговорящего населения Ташкента эмигрирует в Российскую Федерацию, Белоруссию, Украину, Федеративную Республику Германия, Израиль, Австралию, Соединённые Штаты Америки, Канаду, страны Европейского Союза, Южно-Африканскую Республику и другие.

Экономика

Ведущая отрасль промышленности — машиностроение: «Ташкентский тракторный завод», «Ташсельмаш», «Узбексельмаш», «Таштекстильмаш», «Узбекхлопкомаш», «Ташкентский экскаваторный завод», "Ташкентский электромашиностроительный завод, Ташкентский тепловозоремонтный завод, авиационное объединение ТАПОиЧ и др. Имеются заводы электронной техники: «Фотон», «Спутник», «Миконд», выпускающие резисторы, интегральные схемы, специальные материалы и полуфабрикаты; «Зенит», специализирующийся на интегральных схемах и радиоаппаратуре; завод электронной техники, отчасти — Ташкентский завод радиоэлектронной аппаратуры и Ташкентский завод электронных вычислительных машин «Алгоритм», Ташкентский электромеханический завод, специализирующийся на производстве автоматизированных систем управления и средств связи.

Также развиты лёгкая (хлопчатобумажная, трикотажная, обувная и др.), строительная, химическая, нефтехимическая, химико-фармацевтическая, пищевая промышленность.

Крупный авиационный, железнодорожный и автомобильный узел.

Транспорт

В Ташкенте действует разветвлённая сеть маршрутов автобусов, троллейбусов, трамваев и маршрутных такси. В основном используются автобусы Mercedes-Benz. В 1977 году начало эксплуатации Ташкентского метрополитена, единственного в Средней Азии и состоящего из трёх Чиланзарской, Узбекистанской, Юнус-абадской линий. 24 октября 2001 года был пущен в эксплуатацию первый участок Юнус-абадской линии метро. Два вокзала — «Ташкент» и в настоящее время неэксплуатируемый «Южный». Два аэропорта: «Ташкент-Южный», находящийся в южной части города, состоящий из трёх частей, — для международных, республиканских и правительственных рейсов; «Тузель», находящийся в нескольких километрах к востоку от города, — для лётных испытаний самолётов Ил-76, Ил-78, Ил-114 и их модификаций, выпускаемых и ремонтируемых известным далеко за пределами СНГ авиастроительным заводом ТАПОиЧ, который был эвакуирован в Ташкент из РСФСР во время Великой Отечественной войны.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

«Перестав быть единым целым, мы остались соседями.
И нас гораздо больше связывает, чем разъединяет.
Единое правовое пространство позволяет лучше понять друг друга»

© СоюзПравоИнформ   Контакты